--> Студия DV-PRO. Главная страница

Озеро Иткуль

На границе Челябинской и Свердловской областей, между городами Снежинск и Верхний Уфалей расположено красивейшее озеро Иткуль. Оно чистое и прозрачное, большое (5 на 7 километров) и довольно глубокое, поэтому прогревается медленно. Дно его каменистое, и видно на глубину в несколько метров. По берегам Иткуля растут сосновые и березовые леса.

Самый известный объект озера - интересная скала Шайтан Камень, которая стоит отдельно, метрах в 20 от южного берега. Скала имеет расширяющуюся кверху форму, так что взобраться на нее непросто. И вообще берега Иткуля со стороны скалы крутые и обрывистые, к воде спусков нет. Зато виды на водную гладь совершенно захватывающие. Живет легенда, что в озере когда-то жил большой полоз, а в скале под водой есть пещера. Есть на озере Иткуль и населенные пункты - деревни Иткуль и Даутово, где живут, в основном, башкиры.

Об озере Иткуль я знал уже давно, и о том, что оно красивое, и о том, что чистое. Но знал и то, что по этим же причинам в теплое время года там всегда полно народа. Так что, возможно поэтому, я не торопился туда поехать. Но вот, наконец, весной все же собрался. Почему весной и в рабочие дни - просто потому, что теплый сезон еще не начался, и я надеялся не встретить там большого количества отдыхающих.

Само озеро довольно необычное, так как примерно на трети берегов вода недоступна - такие обрывистые там берега. А те места, где более-менее нормальный подход, заняты турбазами, и отдыхать там можно только за деньги.

В пикулях на Иткулях
или поездка на велосипеде вокруг озера Иткуль

К поездке на озеро Иткуль я готовился основательно - изучил карты и возможные маршруты, наметил свой путь с различными достопримечательностями. Цель моя была - объехать озеро вокруг полностью, и попутно исследовать все, что там может оказаться интересного. Ехать решил на электричке до Верхнего Уфалея, а оттуда на велосипеде по лесным дорогам, с заездом на Макаровские карьеры, в поселок Даутово и деревню Иткуль.

Был один участок пути, в котором я сомневался, там где в озеро впадает речка Шардатма - а смогу ли его преодолеть и полностью объехать Иткуль. Информации о тропах и дорогах в этом месте нигде не нашел. Решил ориентироваться уже на месте, если не проехать - вернусь назад тем же путем.

Об озере я слышал, что оно красивое, чистое, и на нем есть интересная скала у берега, Шайтан Камень называется. Так что во вторник, 17 мая, мы с моим попутчиком Денисом встретились на вокзале, чтобы на три дня отправиться на Иткуль. Накануне собрал велорюкзак, поскольку надо было и палатку, и спальник, и котелок, и еды на три дня, то он получился полным, пришлось даже верхнюю молнию расстегнуть, чтоб повыше был.

На вокзале купил билет на электричку, плюс 50 руб. - за велосипед. Стоимость его провоза зависит от километража. Позвонил Денис, сообщил, что уже подъезжает к вокзалу, мы погрузились с велосипедами в поезд. Состав был новый, удобный, с широкими тамбурами и местом для провоза крупных вещей в начале и в конце вагона. Велосипеды привязали замками к поручням сидений, чтобы не падали, сами сели рядом. Вагон был полупустой, и только на следующих станциях подсели садоводы. Несмотря на то, что продолжительность пути была 2 часа 40 минут, за разговорами время пролетело совершенно незаметно.

День 1. Гора Волчья, отвалы "Уфалей-никеля", Черноозерский и Макаровский карьеры, поселок Сельки, встреча с озером Иткуль, поиск стоянки

В Верхнем Уфалее примерно в половине первого дня вышли на маленьком немноголюдном вокзальчике. Рядом с его зданием стоял небольшой деревянный паровозик, деревянные декоративные мельница и колодец, как украшение. Все было чисто, аккуратно, вполне симпатично. Метров 500 проехали мы в обратном направлении, там был старый зеленый вагон у депо, поставленный на постамент. Потом повернули, и поехали уже туда, куда было надо.

Недалеко от вокзала находилась гора Красный Камень, но тропинок туда мы не заметили, поэтому решили туда не заезжать, оставить этот объект на следующие поездки, ведь в окрестностях Верхнего Уфалея еще много интересного, кроме озера Иткуль. А вот с другой стороны поселка стояла гора Волчья, туда мы как раз хотели заехать и сделать там первый привал.

Денис в местном магазине купил воды, а я стал искать колонку, чтобы набрать бутылки для питья. Но и первая, и вторая встреченные колонки не работали, пересохли, что ли? Спросил я у местного жителя, он сначала стал показывать, как пройти за водой, а потом, узнав, что надо всего 2 бутылки, предложил набрать у него.

Мы проехали вдоль по улице Ельцова, свернули направо, миновали маленькую речушку, шириной всего метра полтора, и начали подъем на гору Волчья. Издалека, еще от поселка, я вглядывался в склон, надеясь увидеть тропинку, но ничего не заметил. Тот же местный житель, что дал мне воды, подсказал, где можно подняться. Дорога наверх была в колдобинах, велорюкзаки тяжелые, так что толкать велосипеды было нелегко, и Денис начал обычную песню: "Да зачем нам эта гора? Может, не пойдем на нее... А может я тебя здесь подожду..." Но все-таки поднялись.

Город сверху выглядел достаточно уныло, кругом частный сектор, только в западной части Верхнего Уфалея виднелись несколько пятиэтажек. Зелени маловато. Еще был виден городской пруд, довольно большой по длине. Торчали заводские трубы на левой окраине города, из самой высокой валил густой белый, неприятно пахнущий, дым. Странно, я слышал, что он уже закрылся. Когда-то этот комбинат был вторым производителем никеля в России. Комбинат занимал чуть ли не половину города. На горе мы поднялись не до самой вершины, по пологому склону тропинок на самый верх не было, мы просто обогнули верхушку.

Как и планировали, сделали привал, отдохнули и пообедали. И еще Денис занялся ремонтными работами - у него протерлись штаны, и он зашивал дырки, нитку и иголку я ему дал. Погода была хорошая, небо чистое, только подернутое небольшой дымкой неизвестного происхождения. Нам нужно было теперь спуститься с горы, и по асфальтовой дороге начать движение к Макаровскому карьеру. По дороге повернули налево, огибая гору. Я думал, что раз Верхний Уфалей - город, то и дорога будет асфальтированная. Но ожидания не оправдались. Покрытие было из щебня, гравия, и кусков какой-то руды...

Объехав всю гору, проследовав мимо комбината "Уфалей-никель", мимо здоровенной трубы, мимо большой черной горы-отвала, мы дошли до небольшого домика, возле которого были привязаны две собаки. У одной рядом ползали щенки. Собаки для вида погавкали, виляя хвостом. В будке сидел охранник. Рядом были несколько карьеров с глубокими обрывистыми склонами, в них стояла вода, довольно прозрачная. Шли практически все время пешком по жаре, потому что было довольно круто в гору. Немного скрашивали наши трудности виды, открывавшиеся по мере подъема. Под черным отвалом, похожим на гору "Столовая" в Африке, синел пруд, вдали виднелись какие-то зеленый холмы.

Дальше мы уже поехали с горы, причем один из спусков был длиной несколько километров, а груженые велосипеды развивали такую скорость, что приходилось постоянно тормозить, чтобы как-то контролировать спуск по неровной каменистой дороге. Лететь было приятно, но тормоза стирались. Внизу нас встретила развилка: направо - путь на станцию Иткуль, а налево - на Макаровский. Грунтовка здесь была в два раза шире, и настолько же более пыльная.

Вдруг впереди из-за поворота выехала большегрузная машина, а за ней - огромное облако пыли! Нам пришлось срочно свалить на обочину как можно дальше от дороги, сделать глубокий вдох и зажмуриться. Но это не сильно помогло, все равно наглотались пыли. И дальше нам попалось еще три таких "пыльных бури" от машин.

Мы доехали до поворота направо, где висел указатель "Макаровский мраморный карьер", рядом была болотинка, где я помыл руки. И вот где-то около половины пятого слева появился огромный карьер, залитый голубой от неба водой. Неофициальное его название - Черноозерский, по имени озера Черное, которое недалеко. На его террасах росли елки и сосны, глубина стен до воды составляла метров 15-20. Вид был эффектный. Здесь можно было и отдыхать, и купаться, и место есть, где палатку поставить...

Это место чем-то напоминало карьеры на Анатольской под Тагилом, мы там тоже на велосипедах ездили. Дальше по дороге, через отвалы, значился еще один, поменьше. Но мы туда не поехали, потому что это было не по пути, да и дорога, ведущая туда, вся уже обвалилась. Справа, метров через 300, в лесу было озеро Черное, но местность была заболочена, и троп в ту сторону не наблюдалось.

Немного отдохнув, мы отправились дальше по правой дороге. За нами ехал большегрузный автомобиль-фура, которому явно было не место на лесной дороге. Полз он медленно, мы его обогнали, чтобы не глотать пыль. Через какое-то время нам навстречу попалась такая же фура. Мы удивились, что они забыли у карьера? Слева от дороги мы проехали пару вагончиков, где нас облаяли собаки. Жара все усиливалась.

Наконец в пять вечера мы выехали к карьеру. Здесь стояли два больших ангара, а возле них множество мешков непонятно с чем. Их хватило бы на несколько железнодорожных вагонов. Вот их и грузили в фуры. Видимо, местное предприятие делало из добытого мрамора крошку. Из ангара вышел мужичок, мы спросили у него, Макаровский ли это карьер? Он ответил утвердительно и махнул рукой - карьер вон там.

Место нас разочаровало - это была просто небольшая яма с двумя экскаваторами посреди здоровых камней и комьев сухой земли, и ничего красивого или впечатляющего там не наблюдалось. Можно добавить, что когда-то здесь был небольшой хуторок, Макаровский. На маленьком привале я съел яблоко, а Денис снова подремонтировал свои штаны. А меня еще в ногу укусил овод - рановато для мая...

По лесной дороге нам осталось около 8 километров, и потом еще 2-3 километра по грунтовке до ближайшей деревни на берегу Иткуля. Правда, мужичок на карьере сказал нам, что за шлагбаумом начинается лесная дорога, которая напрямик ведет к озеру, и по ней гораздо быстрее, но мы не нашли ничего, кроме намека на очень старый путь, которым уже лет 20 никто не пользовался. Там виднелись колеи, залитые водой на 10-20 метров и на всю ширину. Да и заросло все...

Мы решили вернуться обратно на широкую грунтовку, и ехать дальше по ней. Солнце клонилось к горизонту. Места, где мы ехали, явно были болотистыми, дорога была насыпная. Все съезды с нее вели на отвалы, карьеры и т.п. И по-прежнему проезжающие машины поднимали тучи пыли, у нас уже и волосы, и одежды стали серыми, и на зубах скрипел песок. Дорога была обильно посыпана черным не то шлаком, не то углем, по обочинам - спутанные кусты, серые от пыли.

Примерно в 18.30, после своротки на Синарский карьер, на который мы не поехали по причине отсутствия времени, начался затяжной подъем. Пришлось идти пешком, толкая велосипеды. Уже чувствовалась усталость от такой дороги, хотелось ехать по асфальту. На этом участке встретился нам велосипедист из Уфалея, мы его спросили, далеко ли до асфальта? Он сказал, что уже рядом, но асфальт кудрявый. Нам даже кудрявый после такой грунтовки сказкой покажется, подумали мы.

Потом начался спуск, тоже длинный. Снова приходилось притормаживать, чтобы вовремя объезжать камни и ямы. И вот мы попали на основную дорогу, на Иткуль - направо, а налево - в Черемшанку. По асфальту покатили намного веселее. Доехали до поселка Сельки, перед ним была речка Ольховка, затем съезд направо, а сама деревня с дороги не видна. У указателя "Сельки" слева стояло два развалившихся дома, причем возле одного прибита табличка с номером телефона - продать его, что ли, хотели? От него одна стена осталась...

Справа была стена, на огороженном пространстве стоял небольшой, но новый дом под бордовой черепичной крышей. Он еще был недостроен, ни окон, ни дверей - глухой сруб, перед ним на большой площадке лежали два толстых бревна. В одном месте была площадка, засыпанная щебнем и залитая бетоном. Мы решили здесь поужинать, ведь было уже 7 часов вечера, а ехать еще неизвестно сколько. Еще видели поблизости от этого дома маленький водоем, дом, и табличку, что это частная территория, рыбалка запрещена, и расценки на сдачу комнат и платную рыбалку. Вот интересно, кто знает про это место отдыха?

Кстати, Денис, разогнавшись на дороге, проехал этот поворот на Сельки, а мы договорились тут остановиться. Ну я припарковался, в надежде, что он заметит, что меня нет, и вернется. Пока ждал, да ужин доставал, стали кусать комары. Пришлось одеться в кофту и штаны, к вечеру еще и прохладно стало. Некоторые утверждают, что именно тут находится некий ручеек, который является истоком реки Чусовая, но официальных подтверждений я не встречал. Приехал Денис. Мы поужинали, немного отдохнули на полянке, и поехали дальше.

После этих Сельки-стельки (не в обиду жителям сказано), километров 10 ехали с горки, педали почти не крутили, только успевали тормоза нажимать. Асфальт-то неровный весь, велосипед потряхивает на ухабах, а это небезопасно для багажника с грузом, отвалиться может чего, или погнуться. Кстати, в другом путешествии у меня так и случилось, и я столкнулся с большой проблемой. Что это, и как ее решил, читайте в статье «Как избежать поломки велобагажника в дороге».

Где-то на половине пути между деревьев уже стали появляться вдали воды озера Иткуль, поднимая нам настроение. После горы Карабайка, увидели отворот направо до баз отдыха, но мы туда не поехали. Ближе к озеру были еще отворотки на базы отдыха, видно, что места для отдыха популярные. Надо сказать, что в этих местах появился и сопровождал нас до самого берега прекрасный аромат чего-то цветущего - не то черемуха, не то яблоня...

И наконец, в восемь часов вечера, дорога подошла к самой воде - метров 10 всего. На берегу стоял навес для пикников. Там мы подошли к озеру, и я сделал несколько фотографий в вечернем освещении. На другом берегу озера ярко выделялись озаренные солнцем деревья, по воде неторопливо бежали волны. Портил вид мусор, который был повсюду, даже у самой воды валялись пластиковые бутылки и обертки. Видно было, что никто здесь не убирает. Неподалеку стояла машина, и несколько человек сидели у костерка.

Мы постояли, посмотрели на гладь озера Иткуль, и поехали вдоль берега, искать место для ночевки. Всматривались в правую сторону от дороги, но все самодельные съезды были не слишком хорошими, кроме того, дорога подходила слишком близко к воде - если встать здесь, машины будут мешать шумом. А более солидные отворотки вели на базы отдыха.

К одной, "Рыбное хозяйство", мы подъехали. Там стояли 5-6 домиков, видно было, что в них люди иногда живут. Видимо, частник скупил это хозяйство, и сдает теперь отдыхающим домики. Был и пирс с лодочками, беседки. Явно все это платно. Мы поехали дальше, еще пару раз сворачивали к берегу, но все своротки упирались либо в турбазы, либо в непонятные дебри. Лес здесь был смешанный, с березами, с кочками, с травой, и берег заболоченный.

Наконец, мы увидели земляную дорогу куда-то в лес. Я предположил, что по ней ездят на берег рыбаки, и мы свернули на нее. Она была вся в колдобинах и лужах, но проехать можно было. И вот приехали мы к приличному дому и нескольким строениям на берегу, там стояла машина, палатка, какие-то люди как раз тащили лодку к воде. Время было позднее, так что надо было останавливаться здесь. Мы спросили у людей, каковы их планы, и не против ли они, что мы остановимся рядом.

Это оказались рыбаки, они собирались тоже здесь ночевать. У них уже и костерок горел, и еда стояла... Рыбаки сказали, что домик имеет хозяина, а территория ничейная, все бесплатно. Так что осталось только найти место, где нам палатки поставить. Прошли немного дальше, чем стояла машина рыбаков, и нашли местечко, где в правой части берега было ровное и сухое место. Еще и комаров было совсем мало.

Рядом с этой площадочкой стояла кирпичная печка, этакая помесь русской печи и тандыра, была сооружена самодельная скамеечка у воды. А с другого края площадка граничила с большой ямой, наполненной прозрачной водой - не то лужа, не то заливчик озера. Справа по берегу в отдалении виднелись несколько домиков базы отдыха. Да, метров через 50 вправо от нашего места я заметил еще одни удобный для стоянки участок - сухо, полянка под соснами, камни, чурбачки стоят. И видно это только с воды, с берега - нет. А напротив, в озере, из воды чуть высовывался островок с кустами и деревьями. В общем - красота!

Поставили мы палатки, и сели пить чай. В это время на лодке подплыли к нашему берегу еще двое мужчин. Спросили нас, не рыбачим ли мы? Попытались узнать у нас, кто это там у острова на лодке плавает. Мы ответили, что не знаем, здесь сами по себе, и не рыбаки. Оказалось, что это тоже любители порыбачить, только удочками им ловить лень, они хотели сети ставить, но побаивались - вдруг мы из рыбнадзора? Рыбалка-то до 15 июня запрещена, тем более сетями. Они оставили сети возле нас, а сами сплавали к другим рыбакам, о чем-то с ними поговорили, забрали сети, и отчалили куда-то еще.

Тем временем я часть пакетов из рюкзака забрал в палатку, рюкзак поставил позади палатки, туда же велосипед, закрепил все велозамком, чуть прикрыл это все тентом. Да еще на раму велосипеда поставил кружку с ложкой - если кто позарится ночью на вещи - кружка упадет и зазвенит. Такая вот сигнализация...

Прямо во вход палатки ярко светила луна, на небе сияли звезды, были видны огни на берегах Иткуля. Где-то вдалеке, то ли кричала ночная птица, то ли лаяла собака - не разобрать. Разделся я, и в сланцах зашел в воду. Она была прохладная, но ноги не ломило, так что я смог ополоснуться, смыть пыль дорог, так сказать. И уже чистый и свежий в 22.30 забрался в палатку. Постелил коврик и спальник, и стал рассказывать на диктофон дневные события.

Становилось прохладно, и я забрался в спальник. Но уснуть глубоко не удавалось - то рыбаки по соседству что-то пилили бензопилой, то какой-то "гигант" чихал на весь лес. Мы с Денисом подумали сначала, что это собака лает, вот до чего громко! Ночью приснился забавный сон, видно, холодновато было, вот и привиделось, что палатку затопило, и я лежу в воде. И вообще часто просыпался от холода - зря взял летний спальник, надо было теплый брать.

Продолжение рассказа о поездке на велосипеде вокруг озера Иткуль


Как добраться до озера Иткуль

Добраться до озера Иткуль можно несколькими способами. Первый - это как у нас, на велосипеде. Доезжаете на электричке до Верхнего Уфалея, и далее на велосипеде по нашему маршруту. Без заездов по сторонам до озера 30 км. Первая половина дороги - пыльный грунт, вторая - асфальт с колдобинами. Можно доехать до озера от станции Полдневая, расстояние примерно 21 км, это до поселка Даутово. Там дорога намного лучше, везде асфальт.

Вокруг озера проехать - это еще 30 км. Но, как написано в рассказе, есть очень сложный участок, два раза по воде переходить придется. В теплый сезон, вокруг озера все доступные места для отдыха заняты.

На общественном транспорте из Екатеринбурга до Иткуля добраться практически невозможно, в те края ничего не ходит. Автобус до Снежинска едет два часа с копейками, по Челябинскому траку, и до озера топать очень долго, разве что на такси (от Снежинска). Либо частник от Полдневой или Уфалея, это если Вы совсем пешком.

От Снежинска вроде ходит какой-то местный автобус до поселка Иткуль, через Ключи. Но информация мной не проверена, если знаете - напишите.

Карта озера Иткуль и окрестностей

Фотографии с поездки на озеро Иткуль

Верхний Уфалей - начало нашего путешествия
Отвалы комбината "Уфалей-никель"
Карьер недалеко от Макаровского
До озера Иткуль доехали уже к вечеру
Наша первая стоянка
В поселке Даутово
Дворец на берегу озера
Хорошее местечко...
КПП Снежинска
На озере Ташкуль
Шайтан Камень
Тут не искупаешься...
Вторая ночевка - на высоком берегу
Мы долго любовались красками заката
Крутые берега
Впереди - самый трудный участок
В пикулях на Иткулях
База отдыха Иткуль
Моя последняя ночевка
Дорога до Полдневой

Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop

 

 

1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества